Понедельник, 23 Октябрь 2017, 15:12
+++ Внимание, проводится аттестация специалистов работников членов АСРО "МСС" +++

Вопросы-ответы

  1. Минстрой России выразил позицию по вопросу о порядке определения размеров взносов в компенсационный фонд застройщика и технического заказчика

    Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по запросу СРО «Астраханские строители» направило письмо с позицией по вопросу о порядке определения размеров взносов в компенсационный фонд застройщика и технического заказчика.

    По мнению Минстроя России, уровень ответственности застройщика, планирующего в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен определяться исходя из стоимости планируемого к реализации строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, согласно позиции министерства, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.

    Источник

  2. Возможна ли реорганизация саморегулируемой организации путем разделения или выделения?

    В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса в случае, если отношения, связанные с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, не урегулированы Градостроительным кодексом, применяются гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» ликвидация или реорганизация некоммерческой организации является основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

    Согласно части 6 статьи 3 указанного Федерального закона некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

    Таким образом, осуществление процедуры реорганизации саморегулируемой организации возможно только с потерей ею статуса саморегулируемой организации.

    Письмо Национального объединения строителей от 4 февраля 2011 г. № 02-157/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С.294.

  3. Каковы основания и последствия утраты статуса саморегулируемой организации?

    Утрата некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации выражается в исключении органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором) сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.

    Исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций возможно только по заявлению самой саморегулируемой организации либо по решению арбитражного суда, принятому на основании обращения Ростехнадзора.

    В соответствии с частью 7 статьи 5519 Градостроительного кодекса Ростехнадзор вправе обратиться в арбитражный суд в следующих случаях:

    1. неисполнение саморегулируемой организацией требований, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, в том числе:

      • - наличие в саморегулируемой организации менее 100 не аффилированных между собой индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

      • - недостаточный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации (размер компенсационного фонда меньше чем 300 тысяч рублей на одного члена саморегулируемой организации);

      • - отсутствие утвержденных обязательных документов саморегулируемой организации: требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, правил применения мер дисциплинарного воздействия;

    2. неисполнение саморегулируемой организацией требований, предъявляемых к компенсационному фонду, в том числе:

      • - внесение членом саморегулируемой организации взноса в компенсационный фонд в размере, меньшем, чем установленный Градостроительным кодексом минимальный размер взноса;

      • - расходование средств компенсационного фонда на цели, не предусмотренные Градостроительным кодексом;

      • - размещение средств компенсационного фонда в формах, не предусмотренных Градостроительным кодексом;

    3. нарушение в течение года более двух раз иных требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях», требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.

      В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций наступают следующие последствия:

      • прекращается действие всех выданных саморегулируемых организацией свидетельств о допуске к работам (пункт 7 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса);

      • средства компенсационного фонда саморегулируемой организации зачисляются на счет Национального объединения строителей. В дальнейшем данные средства могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда в период, когда они являлись членами данной саморегулируемой организации.

  4. Возможно ли вхождение независимых членов в состав постоянно действующего коллегиального руководящего органа саморегулируемой организации?

    В соответствии с частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса, если отношения, связанные с осуществлением саморегулируемыми организациями своей деятельности не урегулированы Градостроительным кодексом, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

    Перечень лиц, которые могут входить в состав постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией, прямо установлен частью 1 статьи 5511 Градостроительного кодекса, в соответствии с которой постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией формируется только из числа индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемых организаций и представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации.

    Соответственно, часть 1 статьи 17 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», которая предусматривает возможность наличия независимых членов в составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в рассматриваемой сфере саморегулирования не применяется.

    Письмо Национального объединения строителей от 2 ноября 2010 г. № 02-854/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С.166.

  5. Вправе ли саморегулируемая организация включать в штат должность руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления и выплачивать ему вознаграждение?

    В соответствии с частью 1 статьи 5511 Градостроительного кодекса постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией формируется из числа индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации.

    Логично предположить, что члены коллегиального органа управления, являясь представителями конкретных субъектов хозяйственной деятельности, состоят в штате последних и получают от них вознаграждение. Кроме того, включение членов коллегиального органа управления в штат саморегулируемой организации означает их формальное подчинение руководителю исполнительного органа управления, что нарушает принцип разделения полномочий в саморегулируемой организации между органами управления.

    В связи с этим не рекомендуется включать членов коллегиального органа управления саморегулируемой организацией в ее штат.

    Письмо Национального объединения строителей от 23 июня 2010 г. № 022-230/10.

  6. Учитываются ли голоса аффилированных лиц при принятии решений на общем собрании членов саморегулируемой организации?

    Норма части 3 статьи 554 Градостроительного кодекса распространяется на правовые отношения, возникающие при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации и устанавливает порядок учета аффилированных лиц только при определении количества членов саморегулируемой организации органом надзора за саморегулируемыми организациями в целях принятия решения о возможности внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

    Это обусловлено необходимостью установления законодательного ограничения на создание многочисленных саморегулируемых организаций, в состав которых будут входить преимущественно аффилированные лица.

    При получении некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации ее деятельность, в том числе прием в члены саморегулируемой организации, регулируется иными положениями Градостроительного кодекса, в частности статьей 556. В соответствии с указанной статьей в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие требованиям к выдаче свидетельства о допуске.

    При этом Градостроительный кодекс не содержит ограничений по приему в члены саморегулируемой организации аффилированных лиц. С момента принятия решения о приеме в члены саморегулируемой организации аффилированного лица, уплаты им взносов, предусмотренных Градостроительным кодексом, и получения свидетельства о допуске аффилированное лицо (орга низация или индивидуальный предприниматель) приобретает все права и обязанности члена саморегулируемой организации.

    Объем прав и обязанностей аффилированного лица в качестве члена саморегулируемой организации не отличается от объема прав и обязанностей любого другого ее члена.

    Учитывая вышеизложенное, при определении количества членов саморегулируемой организации для установления правомерности общего собрания членов саморегулируемой организации и принятых общим собранием членов саморегулируемой организации решений каждое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны учитываться как отдельный член саморегулируемой организации, независимо от того, являются ли они аффилированными лицами или нет.

    Письмо Национального объединения строителей от 2 ноября 2010 г. № 02-859/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 7. С. 160-161.

    Письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 25 февраля 2011 г. № 3.31-22/128 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 251-252.

  7. Для получения статуса саморегулируемой организации необходимо наличие не менее 100 не аффилированных между собой лиц. Каково содержание понятия «аффилированное лицо», применяемого в Градостроительном кодексе?

    Понятие аффилированного лица, применяемого в Градостроительном кодексе, тождественно этому понятию, определенному Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    В соответствии со статьей 4 указанного закона под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Аффилированными лицами юридического лица являются:

    член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

    лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Содержание понятия «группа лиц» определено в Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

    лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

    Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

    Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

    лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

    юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

    В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции» группой лиц признаются:

    1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

    2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в них либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

    3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

    4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

    5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

    6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

    7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

    8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

    9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

    10) хозяйственные общества, в которых более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

    11) хозяйственные общества, в которых более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

    12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

    13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

    14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1−13 основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1−13 основанию.

  8. Может ли член саморегулируемой организации выдать доверенность на участие в общем собрании членов саморегулируемой организации?

    Волеизъявление члена саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации в силу норм Гражданского кодекса (статья 185) может осуществляться через представителя путем оформления соответствующей доверенности. При этом ни устав, ни другие документы саморегулируемой организации не могут ограничить членов саморегулируемой организации в возможности использования доверенности.

    Письмо Национального объединения строителей от 27 декабря 2010 г. № 02-1134/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С.274-275.

  9. Может ли генеральный директор саморегулируемой организации голосовать на общем собрании членов саморегулируемой организации по доверенности от членов саморегулируемой организации?

    В силу норм Гражданского кодекса (статья 185) волеизъявление члена саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации может осуществляться через представителя путем оформления соответствующей доверенности. При этом представителем члена саморегулируемой организации может быть любое лицо, обладающее гражданской дееспособностью, независимо от его должности.

    В то же время, по мнению Национального объединения строителей, практика передачи значительным количеством членов саморегулируемой организации при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации права голоса по доверенности генеральному директору саморегулируемой организации или подотчетным ему лицам не соответствует духу саморегулирования.

    Письмо Национального объединения строителей от 8 апреля 2011 г. № 02-454/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 353-354.

  10. Каков порядок организации и проведения тайного голосования при избрании руководителя и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией?

    Законодательством Российской Федерации не регламентирован порядок организации и проведения тайного голосования при избрании руководителя и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией.

    Вследствие этого, такой порядок может устанавливаться высшим органом управления саморегулируемой организации – общим собранием членов саморегулируемой организации самостоятельно.

    Национальное объединение строителей рекомендует саморегулируемым организациям при разработке соответствующего документа, руководствоваться Регламентом Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (утвержден Всероссийским съездом, протокол № 1 от 10 ноября 2009 года) с изменениями и дополнениями (протокол № 3 от 30 сентября 2010 года и протокол № 4 от 28 апреля 2011 года) в части норм, предусматривающих порядок проведения тайного голосования при избрании членов Совета и Президента Национального объединения строителей.

    Письмо Национального объединения строителей от 15 апреля 2011 г. № 02-472/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 349.

  11. Возможна ли передача полномочий общего собрания членов саморегулируемой организации по решению вопроса об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица за неоднократную неуплату в течение одного го

    Согласно пункту 7 статьи 5510 Градостроительного кодекса принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

    Часть 2 статьи 557 Градостроительного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым саморегулируемая организация принимает решение об исключении лица из числа своих членов. К числу таких оснований относится, в частности, неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов.

    Отнесение вопроса об исключении из членов саморегулируемой организации к исключительной компетенции общего собрания означает, что данный вопрос не может быть передан на рассмотрение другим органам управления саморегулируемой организации. Частью 3 статьи 557 Градостроительного кодекса установлен единственный случай, при котором решение об исключении из членов саморегулируемой организации может быть принято постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации - при отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Письмо Национального объединения строителей от 25 апреля 2011 г. № 02-534/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 4. С. 338-339.

  12. Может ли член постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией являться одновременно членом специализированного органа саморегулируемой организации?

    В Градостроительном кодексе отсутствуют положения, регламентирующие порядок формирования и состав членов специализированных органов саморегулируемой организации. В случае если Градостроительным кодексом не урегулированы отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, применяются нормы, в том числе, Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

    В частности, согласно пункту 2 части 7 статьи 18 вышеназванного закона к компетенции постоянно действующего коллегиального органа саморегулируемой организации отнесено создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности.

    Статьей 19 вышеназванного закона установлено, что каждый созданный постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации специализированный орган действует на основании соответствующего положения. При этом вышеназванного закон не содержит норм, позволяющих конкретизировать состав специализированных органов саморегулируемых организаций.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что член постоянно действующего коллегиального органа имеет право быть одновременно членом специализированного органа (дисциплинарного или контрольного органов) в случае отсутствия в положениях о соответствующих специализированных органах нормы, препятствующей нахождению члена постоянно действующего коллегиального органа в таких органах.

    Письмо Национального объединения строителей от 24 июня 2011 г. № 02-784/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 5. С. 375-376.

  13. К компетенции какого органа саморегулируемой организации относится назначение лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и досрочное освобождение его от должности? Каким документом регламентируется процедура назначения лица, осущес

    В соответствии с положениями пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливается учредительными документами некоммерческой организации. Согласно положениям пункта 1 статьи 14 вышеназванного закона учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, утвержденный его учредителями (участниками).

    В соответствии с положениями пункта 3 части 3 и части 31 статьи 16 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности, относится к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, если уставом некоммерческой организации рассмотрение этого вопроса не отнесено к компетенции иного органа управления саморегулируемой организации.

    Таким образом, процедура назначения исполнительного органа саморегулируемой организации, включая определение органа управления саморегулируемой организации, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса, должна регламентироваться уставом, утвержденным общим собранием членов саморегулируемой организации. При этом если уставом саморегулируемой организации рассмотрение вопроса о назначении исполнительного органа саморегулируемой организации отнесено к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации, в частности постоянно действующего коллегиального органа управления, процедура назначения исполнительного органа может быть установлена иными внутренними документами саморегулируемой организации.

    Письмо Национального объединения строителей от 5 октября 2011 г. №02-1405/11.

  14. Возможно ли проведение общего собрания членов саморегулируемой организации путем заочного голосования?

    Согласно пункту 17 статьи 1 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются некоммерческими организациями.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.

    Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и учредительными документами.

    Таким образом, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» связывает правомочность общего собрания членов некоммерческой организации, а также принятие им решений с личным присутствием на данном собрании его членов.

    Иных способов проведения общего собрания членов некоммерческой организации и принятия им решений законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

    Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 15-14786 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С.311-313.

  15. Возможно ли проведение заседания постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации путем заочного голосования?

    К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией отнесены вопросы, предусмотренные абзацами вторым – четвертым и девятым пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации определена статьей 5510 Градостроительного кодекса.

    Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией.

    Согласно пункту 2 статьи 5511 Градостроительного кодекса к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организацией относится решение вопросов, не входящих в компетенцию высшего органа управления саморегулируемой организацией или исполнительного органа саморегулируемой организации.

    Таким образом, решение вопросов, связанных с текущей деятельностью некоммерческой организации и не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, может быть передано постоянно действующему коллегиальному органу управления некоммерческой организацией.

    Способы проведения заседаний и особенности порядка принятия решений данным органом законодательством Российской Федерации не определены. Таким образом, принятие решений постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организацией путем заочного голосования возможно в случае наличия соответствующих положений в учредительных документах (то есть в уставе) данной некоммерческой организации.

    Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 15-14786 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С.311-313.

  16. Обязаны ли саморегулируемые организации применять унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске, утвержденные Национальным объединением строителей?

    Унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам разработаны Национальным объединением строителей и утверждены Советом Национального объединения строителей 4 июля 2011 г. (протокол № 19).

    В соответствии с пунктом 1 Унифицированных требований данные требования предназначены для добровольного применения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство, и рекомендуются для утверждения общими собраниями членов указанных саморегулируемых организаций.

    Совет Национального объединения строителей утверждает унифицированные документы в рамках реализации своего полномочия по осуществлению методической деятельности, закрепленного пунктом 4 части 3 статьи 5522 Градостроительного кодекса.

  17. Какие требования к выдаче свидетельств о допуске к работам должны устанавливаться в зависимости от категории объектов капитального строительства (особо опасные, технически сложные, уникальные, обычные)?

    В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

    В развитие этой нормы часть 1 статьи 558 Градостроительного кодекса уточняет, что лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. В соответствии с частями 6 и 14 этой же статьи свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме лица в члены саморегулируемой организации или при внесении изменений в ранее выданное свидетельство, если такое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

    Часть 1 статьи 555 Градостроительного кодекса обязывает саморегулируемые организации разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в сферу деятельности саморегулируемой организации.

    Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены:

    частью 8 статьи 555 Градостроительного кодекса - для выполнения работ на всех объектах, за исключением особо опасных и технически сложных;

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 - для выполнения работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.

    В связи с этим саморегулируемые организации вправе устанавливать три уровня требований к выдаче свидетельств:

    1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (соответствующие части 8 статьи 555 Градостроительного кодекса);

    2) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов (соответствующие части 9 статьи 555 Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207);

    3) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии (соответствующие части 9 статьи 555 Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207).

  18. С какого момента исчисляется стаж работы по специальности?

    В соответствии с частью 8 статьи 558 Градостроительного кодекса одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является стаж работы по специальности.

    В действующем законодательстве отсутствует официальное определение понятия «стаж работы по специальности». Наиболее полную аналогию можно провести между стажем работы по специальности и одним из видов трудового стажа, а именно специальным трудовым стажем. В ранее действовавшем пенсионном законодательстве содержалось следующее определение специального трудового стажа: суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (статья 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В нынешнем законодательстве официальное определение специального трудового стажа отсутствует.

    Тем не менее понятие «специальный трудовой стаж» отличается от понятия «стаж работы по специальности». Этот вывод основывается на положении статьи 27 Закона «Об образовании», в соответствии с которой указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

    Таким образом, лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.

    Письмо Национального объединения строителей от 26 июля 2010 г. № 02-345/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 396-397.

  19. Могут ли для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске предъявляться документы об образовании, выданные на территории других государств?

    В российском законодательстве отсутствует норма о наделении иностранных документов об образовании юридической силой на территории Российской Федерации. Исключение составляют документы об общем (школьном) образовании, выданные рядом иностранных государств и представляемые в приемные комиссии российских образовательных учреждений.

    Иностранные документы об образовании с целью их дальнейшего использования в Российской Федерации подлежат процедуре нострификации, то есть признания и установления эквивалентности.

    Правила нострификации регламентируются Порядком признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. № 128).

    Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    В настоящее время Российская Федерация имеет соглашения о взаимном признании документов об образовании со всеми бывшими республиками СССР, за исключением стран Балтии, Грузии и Узбекистана. Документы о профессиональном образовании, выданные учебными заведениями стран, с которыми Российская Федерация имеет указанные международные договоры, не требуют нострификации.

    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 октября 2009 г. № 01-58-189/07-01 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 175–176.

  20. Может ли в целях выдачи свидетельства о допуске наличие высшего технического образования не строительного профиля и дополнительной квалификации «менеджер строительства» быть приравнено к наличию высшего образования строительного профиля?

    В соответствии с утвержденными 20 ноября 2001 г. Министерством образования Российской Федерации Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер строительства», необходимо иметь базовое высшее техническое образование, опыт работы в строительстве не менее двух лет, пройти обучение в объеме дополнительной программе 1020 часов и аттестацию по результатам обучения. Утвержденная программа направлена на получение специалистом следующих квалификационных характеристик: осуществление функций управления и планирования деятельности структурных подразделений строительной компании, контроля и реализацией бизнес-планов, анализа спроса на производимую продукцию и услуги, инновационной деятельности в целях увеличения конкурентоспособности строительной компании и ее структурных подразделений, знание маркетинга, экономики, новых методов строительства, нормативных правовых актов по строительству, ценообразования налогообложения в строительстве, теории и практики работы с персоналом в строительных компаниях.

    По мнению Национального объединения строителей, специалиста, получившего квалификацию «Менеджер строительства», можно учитывать только при получении свидетельства о допуске к работам по организации строительства (группа видов работ № 33), при наличии такой специальности в утвержденных саморегулируемой организацией требованиях к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

    Унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не содержат такой специальности. Вместе с тем, Унифицированные требования носят рекомендательный характер, и каждая саморегулируемая организация вправе устанавливать свои требования к выдаче свидетельств о допуске и определять конкретные специальности по образованию, соответствующие тому или иному виду работ.

    Письмо Национального объединения строителей от 29 декабря 2010 г. № 02-1169/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 269-270.


1 - 20 из 160
Страницы:
Дата последнего изменения: 01.09.2014 02:04